"Это не ваше дело". Надира Анжель
В 2016 году я прочла статью "Вас это не касается", которую опубликовала в своем блоге писательница Надира Анжель. Это был текст о самом бестактном вопросе, который задают женщинам (по некой иронии судьбы, задают его чаще всего тоже женщины). Вопросе о детях.
К тому моменту я 6 лет была замужем и этот вопрос в свой адрес получала очень часто. Спрашивали близкие и дальние родственники, коллеги, случайные знакомые. Спрашивали люди, которых я впервые в жизни видела или не видела вообще. Спрашивали издалека, полупрозрачными намеками, шепотом, запинаясь и отводя глаза или громко, в открытую, интересуясь деталями.
После прочтения у меня появилось огромное желание распечатать много экземпляров текста Анжель и выдавать его каждому, кто вздумает обсудить мою бездетность. Каждому, кто пытается доказать: я не похожа на него, а значит хуже и всячески должна стремиться достичь этого уровня. Каждому, кто считает свое мнение единственно правильным или бездумно повторяет вбитые в его детскую голову стереотипы. Еще хотелось молчаливым взглядом поблагодарить тех, кто оказался по мою сторону баррикад или нашел в себе мудрость не лезть туда, где есть место лишь мне, моему мужу и высшей силе, в которую мы оба верим.
С тех пор прошло почти 3 года. Мое "семейное" положение за это время не изменилось, как не изменился и этот бестактный вопрос. Его стали задавать с другими интонациями, не повелительно-командно вроде "чего ждешь, время-то уходит?!", а сочувственно-понимающе. Что, впрочем, не меняет моего отношения ни к теме, ни к таким людям. Я перестала воспринимать расспросы близко к сердцу, научилась закрывать тему одной фразой, считаю хорошее воспитание огромнейшей ценностью. И определенно точно знаю, что существуют грани жизни человека, о которых я не вправе спрашивать или говорить, пока мой собеседник не захочет обсудить это первым.
Текст статьи:
Вот представьте, женщина, 30 лет, детей нет
Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет детей?». А она каждый раз придумывает новые ответы с натянутой улыбкой на лице. «Нет, пока нет», — выдавливает она из себя, улыбаясь. «А часики-то тикают! Ты же знаешь, не жди целую вечность», — напутствуют ее близкие. И женщина, оставшись одна, закусив губу, плачет.
Плачет, потому что она перенесла 4 выкидыша. Плачет, потому что они с мужем пытаются забеременеть вот уже 5 лет, и все никак. Плачет, потому что у мужа трое детей от первого брака, и больше он не хочет. Плачет, потому что единственный способ зачать — это ЭКО. Плачет, потому что не помогает даже ЭКО. Плачет, потому что подруга не хочет быть суррогатной матерью: «это будет как-то странно». Плачет, потому что из-за принимаемых лекарств она не может выносить ребенка. Плачет, потому что муж бесплоден, и его грызет чувство вины. Плачет, потому что лучшая подруга беременна. Плачет, потому что ее мать продолжает задавать вопросы: «Чего же ты ждешь, дочка?». Плачет, потому что ее свекр и свекровь хотят увидеть внуков. Плачет, потому что у ее соседки — близнецы, а она обращается с ними как с животными. Плачет, потому что 18-летняя соседская девчонка делает уже третий аборт. Плачет, потому что она уже выбрала имена. Плачет, потому что комната для детской спальни по-прежнему пуста в ее доме. Плачет, потому что внутри нее пустота. Плачет, потому что она была бы отличной мамой.
Вот представьте, другая женщина, 34 года, пять детей
Люди говорят ей: «Пять? Господи, надеюсь, вы остановитесь на этом»… И затем смеются, ведь они считают себя такими юмористами. Женщина тоже смеется. Натянуто. Отшучивается фразами "мы выполняем демографическую программу" или "мне не в тягость" А на другой день плачет.
Плачет, потому что она беременна шестым и понимает, что шквал насмешек станет еще больше. Плачет, потому что она всегда хотела большую семью и не понимает, почему людей это не устраивает. Плачет, потому что ради детей она пожертвовала карьерой. Плачет, потому что она жизнь не может представить без своих детей, а людям они кажутся наказанием. Плачет, потому что ее все время подозревают в тайной выгоде, будь то льготный проезд или материнский капитал. Плачет, потому что люди считают ее безответственной. Плачет, потому что она не имеет права жаловаться на усталость, ведь ей скажут "незачем было столько рожать". Плачет, потому что она и сама не уверена, достаточно ли хорошая мать. Плачет, потому что сомневается, стоило ли рожать последних двоих детей. Плачет, потому что муж просит шестого, а у нее больше нет сил.
И вот еще одна женщина, 40 лет, один ребенок Люди говорят ей: «Только один? Неужели не хотелось больше детей? Не страшно, что с ним что-нибудь случится?». «Я счастлива и так», — спокойно отвечает женщина, и все поверят ей. Но когда она остается одна, она тоже плачет.
Плачет, потому что рождение ее единственного ребенка стало чудом. Плачет, потому что ее сын постоянно просит братика или сестричку. Плачет, потому что она всегда хотела минимум троих детей. Плачет, потому что ее вторую беременность пришлось прервать, чтобы спасти ей жизнь. Плачет, потому что вторые роды будут слишком рискованными. Плачет, потому что едва справляется с одним ребенком. Плачет, потому что ее муж умер и вторую любовь она так и не встретила в своей жизни. Плачет, потому что сейчас сосредоточена на карьере и не может отступиться от своих целей. Плачет, потому что она хочет пожить для себя и чувствует себя эгоисткой. Плачет, потому что до сих пор не сбросила вес после первой беременности. Плачет, потому что помнит, какой была ее послеродовая депрессия. Плачет, потому что ее муж категорически не хочет второго ребенка. Плачет, потому что не хочет проходить через это еще раз. Плачет, потому что у нее ранний климакс. Плачет, потому что семья и так еле сводит концы с концами.
Эти женщины среди нас. Это наши соседки, наши подруги, наши сестры, наши коллеги, наши кузины. Им не нужно ни наше мнение, ни совет до тех пор, пока они сами о нем не попросят. И если вас так и мучает вопрос о том, почему у женщины столько детей или нет их вообще, помните: вас это не касается.
Комментарии
Отправить комментарий